Print Sermon

Предназначение этого веб-сайта – бесплатно предоставлять тексты и видеозаписи проповедей для пасторов и миссионеров всего мира, но особенно стран третьего мира, где мало, или вообще нет никаких богословских семинарий или библейских школ.

Тексты и видеозаписи этих проповедей с сайта www.sermonsfortheworld.com теперь ежегодно попадают приблизительно на 1 500 000 компьютеров в 221 стране. Кроме того, сотни других людей смотрят видеозаписи на YouTube, но вскоре они покидают YouTube и переходят на наш веб-сайт. YouTube приводит людей на наш сайт. Тексты проповедей предлагаются на 46 языках, и каждый месяц попадают примерно на 120 000 компьютеров. Тексты проповедей не защищены авторским правом, поэтому проповедники могут использовать их без нашего разрешения. Пожалуйста, нажмите здесь, если вы хотите узнать, как можно начать вносить ежемесячное пожертвование для оказания нам помощи в этом великом деле проповеди Евангелия по всему миру.

Всякий раз, когда вы пишете д-ру Хаймерсу, сообщайте ему в какой стране вы живете, а иначе он не сможет вам ответить. Адрес электронной почты д-ра Хаймерса: rlhymersjr@sbcglobal.net.




ОТСТУПНИЧЕСТВО

THE APOSTASY
(Russian)

д-р Р. Л. Хаймерс-мл.
by Dr. R. L. Hymers, Jr.

Проповедь, прочитанная в Баптистской Скинии Лос-Анджелеса
в субботу вечером, 29 декабря 2012 г.
A sermon preached at the Baptist Tabernacle of Los Angeles
Saturday Evening, December 29, 2012

“Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели” (II Фессалоникийцам 2:3).


Слова “день тот” относятся ко “дню Господню” из второго стиха. Фессалоникийцы переживали не о том, что Христос уже вернулся. Они знали, что Он еще не вернулся. Но они были обеспокоены тем, что первая часть дня Господня уже наступила, и что они уже находятся в периоде Скорби. Пережитые ими сильные гонения со стороны языческого Рима заставили их думать о том, что они уже находятся в Скорби. Они боялись, что день гнева Божьего, который должен был настать в последнее время, уже начался. И вот, в нашем отрывке, Апостол Павел объясняет им, почему время, в которое они живут, еще не является периодом Скорби. Прежде, чем наступит этот период, должны произойти еще два события. Уильям Макдональд говорит:

      Прежде всего, должно прийти отступничество, или отступление. Что это означает? ... Речь идет о массовом оставлении христианской веры, о решительном отвержении христианской веры.
      Затем на мировой арене должна появиться некая значительная фигура. Что касается его [моральных] качеств, то он – “человек беззакония”, то есть, само воплощение греха и противления (William Macdonald, Believer’s Bible Commentary, Thomas Nelson Publishers, 1995 edition, с. 2053; толкование на II Фессалоникийцам 2:1-3).

Выражение “человек беззакония” относится к антихристу, последнему всемирному диктатору. Таким образом, Апостол говорит нам, что прежде чем наступит Скорбь, должны произойти еще два события – отступничество, и приход антихриста. В этой проповеди я буду рассматривать первое из этих двух событий – отступничество. День Господень не придет “доколе не придет прежде отступление”. Д-р У. Э Крисуэлл говорит:

Слово “отступление” может быть переведено как “отступничество”. Использование артикля [“the” в английском тексте] указывает на то, что Павел имел в виду конкретное, определённое отступничество. Практически это означает, что прежде наступления ‘дня Господня’ произойдет значительное отступление тех, кто исповедуют себя верующими (W. A. Criswell, Ph.D., The Criswell Study Bible, Thomas Nelson Publishers, 1979; примечание к II Фессалоникийцам 2:3).

В истории (или домостроительстве) христианства, было несколько периодов отступничества. Однако, вплоть до настоящего времени, никогда еще не было такого всеохватывающего “массового оставления христианской веры” (Макдональд, там же). На сегодняшний день все крупные протестантские деноминации пронизаны отступничеством. Это относится и к учебным заведениям и организациям методистов, и к лютеранам, и к основным группам среди пресвитериан, и к епископальной церкви, также это относится ко многим баптистам, как это показано в нашей книге Отступничество сегодня (Hearthstone Publishing, 1999; second edition 2001). Сползание в либеральное отступничество произошло даже в римо-католической церкви, где ныне и сам папа теперь полностью поддерживает теорию эволюции Дарвина. Д-р Гарольд Линдселл приводит подробные документальные подтверждения отступничества в церквях в своей знаменитой книге Битва за Библию (Zondervan, 1976). Названия некоторых из глав этой книги указывают на разбор отступничества в:

Лютеранской церкви Миссурийского Синода,
Южной баптистской конвенции,
Фуллеровской духовной семинарии,
и других конфессиях и парацерковных группах.

Д-р Дэвид Ф. Уэллс, профессор исторического и систематического богословия в теологической семинарии Гордон-Конуэлла, написал несколько книг об отступничестве в евангеликализме, такие как Бог в покинутой земле, теряя нашу добродетель, а также Истине нет места: или Что случилось с евангелическим богословием? Журнал Time назвал книги д-ра Уэллса “жгучим обвинительным актом против порчи, возникшей в богословии евангеликализма”. В книге Истине нет места (Eerdmans, 1993) д-р Уэллс говорит:

Когда мир истин христианства рушится... Результатом... фактически становится атеизм, при этом неважно идет ли речь о либералах или о фундаменталистах. Это атеизм, который сводит понятие Церкви к проводимым ею служениям, или к тем приятным чувствам, которые служитель может вызвать [у присутствующих] и не более того... он теперь немногим более, чем просто вспомогательная профессия... все, что нам осталось – это чувства... которым хочется слушать без осуждения, которым... истина мало интересна, которые проявляют понимание, но не имеют желания страстно отстаивать то, что правильно (стр. 248, 249).

И еще он говорит:

Евангелический мир в ходе длительного процесса приспособления к современности потерял свой радикализм. К несчастью, он утратил свое традиционное понимание центрального положения и достаточности Бога... Церковь сейчас нуждается не в пробуждении, а в реформации (там же, стр. 295, 296).

Он говорит, что мега-церкви, проявляющиеся церкви, прогрессивные движутся “в сторону более либерального христианства. В свое время дети этих евангеликов станут вполне созревшими либералами, полагаю, что они будут именно такими как те, против которых изначально выступали их придерживавшиеся евангелических убеждений бабушки и дедушки” (David F. Wells, Ph.D., The Courage to Be Protestant, Eerdmans Publishing Company, 2008, с. 2). Я с ним согласен, за исключением лишь того, что я считаю, что многие из них уже являются “вполне созревшими либералами”. К примеру, источником нападок Роба Белла на вечный ад вполне могла быть книга Гарри Эмерсона Фосдика, или другого либерала прошлого. И это при том, что книги Белла были полностью одобрены президентом Фуллеровской теологической семинарии!

“Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление...” (II Фессалоникийцам 2:3).

Нет сомнений в том, что мы уже сейчас живем во времена отступничества!

Но откуда взялось это отступничество? Д-р Мартин Ллойд-Джонс верно сказал:

Я, ни капли не сомневаюсь в своем утверждении, что как христианская церковь, так и весь мир, пришли к нынешнему состоянию в результате ужасного отступничества, становившегося все более и более характерным для церкви в течении последних ста лет (D. Martyn Lloyd-Jones, M.D., Revival, Crossway Books, 1987 edition, с. 55).

Д-р Ллойд-Джонс говорил это приблизительно в начале 70-х годов двадцатого века. Если бы он сделал такое заявление сегодня, то он сказал бы: “ужасного отступничества, становившегося все более и более характерным для церкви в течении последних ста пятидесяти лет”.

Своими корнями отступничество уходит к эпохе Просвещения. Д-р Френсис А. Шеффер (1912-1984) отмечает, что “отцом Просвещения” называют французского философа Вольтера (1694-1778). Д-р Шеффер говорит:

Утопические мечты эпохи просвещения можно обобщить пятью словами: разум, природа, счастье, прогресс и свобода. В своем мышлении эта эпоха была совершенно мирской (Francis A. Schaeffer, D.D., How Should We Then Live?, original copyright 1976; Crossway Books reprinted edition 2005, с. 121).

Центральное место в мышлении эпохи просвещения занимал человек. Бога и Библию отодвинули на задний план.

Есть три личности эпохи Просвещения, которые занимают особое место в нашем исследовании отступничества – их роль чрезвычайно важна. Иоганн Семлер (1725-1791) был немецким богословом, утверждавшим, что по мере того, как богословы реагировали на различные изменения в культуре, их богословие также подвергалось постоянным изменениям и развитию. Как следствие, он говорит, что в Библии есть много того, что не является боговдохновенным. Каждый на свое усмотрение должен решать для себя – насколько Библия действительно ценна. Таким образом, Семлер поставил человеческий разум выше библейского откровения, и тем самым открыл дверь для библейской критики, которая вскоре вылилась за пределы Германии и подорвала авторитет Библии в современном мире.

Вторым человеком, сыгравшим огромную роль в развитии отступничества, был Чарльз Дарвин (1809-1882). Единственная ученая степень, которую имел Дарвин, была у него в области богословия. Но он отказался от своей прежней веры в историю сотворения, как она изложена в книге Бытие, и разработал собственную теорию о превращении видов, которую обычно называют теорией эволюции, изложив ее в своей книге Происхождение видов. Позднее он применил свое учение об эволюции к человеку, когда в 1871 году написал Происхождение человека. Томас Хаксли (1829-1895) популяризировал теорию эволюции Дарвина, участвуя в различных дискуссиях, в которых он совершал нападки на христианство. Дарвин и Хаксли сильно подорвали христианскую веру и авторитет Писания.

Третьим человеком эпохи Просвещения, о котором, как правило, забывают, когда говорят о росте отступничества, был Чарльз Г. Финней (1792-1875). Финней совершал нападки на различные учения протестантской Реформации, и переложил спасение из рук Бога, в руки человека. Финней учил тому, что человек может избрать или отвергнуть спасение усилием своей воли. И потому спасение только по благодати, это великое учение Реформации, Финней заменил неопелагианством, суть которого заключается в том, что человек может самостоятельно принять решение стать христианином, и он может сделать это усилием своей воли. Финней не был арминианином. Он был законченным пелагианином. Пелагианская ересь Финнея в конечном итоге разрушила и заменила учение Реформации о спасении по благодати. Финнеизм усилился настолько, что практически заменил собой классическое протестантское богословие с современным “решенничеством”.

Давайте рассмотрим, каким образом “решенничество” захватило церкви и произвело на свет сегодняшнее отступничество. В своей книге, Возрождение и движение возрождения: Созидание и порча американского евангеликализма 1750-1858, Ян Х. Мюррей отмечает, что в девятнадцатом веке евангеликализм отвратился от прежнего понятия обращения к “решенничеству”, которому учил Чарльз Г. Финней (1792-1875). Мюррей заявляет, что к началу ХХ века в массовом мышлении евангеликализма этот переход практически завершился.

      Понятие о том, что обращение является делом человека стало эндемичным для евангеликализма [неотъемлемой частью евангеликализма], и так же как люди позабыли, что возрождение – это дело Божие, так они и потеряли веру в то, что пробуждение это дело Духа Божьего. Вот [что] стало непосредственным продуктом, который произвело богословие Финнея (Iain H. Murray, Revival and Revivalism: The Making and Marring of American Evangelicalism 1750-1858, Banner of Truth Trust, 1994, с. 412-13).

Книга Мюррея помогает глубже вникнуть в суть этого поворотного периода. В первую очередь следует прочесть главу четырнадцатую. В ней кратко описано сползание евангелического вероисповедания от прежнего представления об обращении к новому учению Финнея – “решенничеству”. То, как протестанты и баптисты прежде учили об обращении, постепенно было забыто, на смену этому учению пришло простое принятие решения для Христа, невзирая на то, что человек под этим подразумевает. “Выход вперед”, “поднятие руки”, “произнесение молитвы грешника”, “признание Христа своим Господом”, уверование в “план спасения” или в несколько стихов из Библии подменили библейское понятие об обращении, как о деле совершаемом Богом в человеческом сердце.

Переход от обращения в решенничеству, инициированный Финнеем, был замечен рядом других людей. Д-р Дэвид Ф. Уэллс, профессор исторического и систематического богословия теологической семинарии Гордона-Конуэлла, говорил: “сдвиг в понимании обращения происходил в несколько этапов”. Он описал эти этапы, а затем отметил, что все эти изменения связаны со служением Чарльза Финнея (David F. Wells, Ph.D., Turning to God: Biblical Conversion in the Modern World, Baker Book House, 1989, с. 93). Ныне уже покойный историк д-р Уильям Дж. Маклафлин, мл. говорил о “Чарльзе Грандисоне Финнее, который в 1825-1835 годах сформировал современное движение возрождения” (William G. McLoughlin, Jr., Ph.D., Modern Revivalism: Charles Grandison Finney to Billy Graham, The Ronald Press Company, 1959, с. 11). С этим соглашается евангелический богослов Пэкер, говоря, что “евангелизации в своем современном виде были изобретены Чарльзом Г. Финнеем в 1820-х годах” (J. I. Packer, A Quest For Godliness, Crossway Books, 1990, с. 292). Ричард Рабинович писал с точки зрения светского историка о переходе от обращения к решенничеству произошедшем во времена Финнея (Richard Rabinowitz, The Spiritual Self in Everyday Life: The Transformation of Personal Religious Experience in Nineteenth-Century New England, Northeastern University Press, 1989). В этом переходе были задействованы и другие проповедники, но именно Финней был первопроходцем на этом пути.

Таким образом, все эти люди указывают на то, что решенничество пришло на смену обращению в основном через служение и работы, написанные Чарльзом Финнеем. Взгляды Финнея охватили евангелические церкви Америки, а позднее, в двадцатом веке, проникли и в церкви на Британских островах. Сегодня утверждение Яна Мюррея можно отнести почти ко всему англоговорящему миру: “Как люди позабыли, что возрождение – это дело Божие, так они и потеряли веру в то, что пробуждение это дело Духа Божьего. Вот [что] стало непосредственным продуктом, который произвело богословие Финнея” (Murray, Revival and Revivalism, с. 412-413). Или как выразился Уильям Дж. Маклафлин, мл.: “[Его приход] ознаменовал новую эру в американском движении возрождения. Он трансформировал саму идею и весь процесс евангелизации” (McLoughlin, Modern Revivalism, с. 11). С последствиями данной трансформации нам приходится сталкиваться и до сего дня. То, что нас сегодня окружает отступничество, еще раз демонстрирует то, что решенничество Финнея привело к гибели наших церквей.

Финней был продуктом эпохи Просвещения, принесшей с собой в философию восемнадцатого века гуманизм (человеческий разум как источник знаний). Истолкование законов Блэкстона – вот та главная дорога, по которой идеи Просвещения проникли в мышление Финнея. Богословский труд, написанный Финнеем, практически целиком опирается на человеческий разум, и это показывает нам, что своим происхождением он обязан идеям Просвещения. Аргумент Канта (ум. 1804) и Шлейермахера (ум. 1834) о том, что религия имеет больше отношение к религиозному опыту человека, чем к Богу, находит полное выражение в богословии и методологии Финнея. Г. В. Ф. Гегель (ум. 1831) сказал, что Бог – это безличная сила. Эта идея неоднократно также всплывает и в письменных трудах Финнея. Таким образом, философские идеи таких представителей эпохи просвещения как Иммануил Кант, Фридрих Шлейермахер и Г. В. Ф. Гегель были приняты Финнеем, просочившись в блестящий ум молодого адвоката. Центральное положение и самодостаточность человека во времена Финнея стали частью интеллектуального мышления, и эти идеи оказали на него сильное влияние. Во многом именно благодаря Финнею, идеи просвещения впоследствии проникли в протестантизм и уничтожили в нем все, что только можно. Уже в 1887 году Сперджен мог сказать: “Церковь хоронят под кипящей грязью потоков современной ереси” (“The Blood Shed for Many,” The Metropolitan Tabernacle Pulpit, Pilgrim Publications, 1974 reprint, том XXXIII, с. 374).

Сначала решенничество Финнея разрушило конгрегационалистов, затем методистов, затем пресвитериан, после чего также и различные объединения баптистов. Эти церкви убил не либерализм, их убило решенничество. Решенничество произвело на свет либерализм. Каждый либеральный профессор в Южной баптистской семинарии, в которой я учился, принимал какие-то решения. Но эти решения их не обратили – и потому, изучая либерализм, они сами с головой погрузились в него. Решенничество всегда производит либерализм, потому что, хотя необращенный и принял какое-то решение, он просто не в состоянии понять духовное послание Библии (ср. I Коринфянам 2:14). Иисус однажды сказал одному известному учителю Библии: “Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше” (Иоанна 3:7). Решенничество заполнило церкви необращенными людьми. Прямым следствием решенничества стало то, что протестантскими конфессиями стали руководить погибшие мужчины и женщины. Вот каким образом сегодняшнее отступничество захватило церкви.

Кем бы вы ни были, сколько бы знаний не имели, сколько бы “решений” или “решений посвятить себя заново” вы уже не приняли, сколько бы попыток сделать Христа Господом вашей жизни вы не совершили, вам все равно необходимо пережить истинное обращение, а иначе вы попадете в ад. Мы молимся, чтобы вы пережили глубокое осознание греха и доверились Христу в истинном обращении, пока еще не стало слишком поздно.

(КОНЕЦ ПРОПОВЕДИ)
Вы можете читать проповеди д-ра Хаймерса каждую неделю в Интернете
на www.realconversion.com. Нажмите на “Проповеди на русском языке”

You may email Dr. Hymers at rlhymersjr@sbcglobal.net, (Click Here) – or you may
write to him at P.O. Box 15308, Los Angeles, CA 90015. Or phone him at (818)352-0452.

Соло исполняемое перед проповедью м-ром Бенджамином Кинкейдом Гриффитом:
“Он грядет к нам” (Х. Л. Торнер, 1878).